По костям можно сказать многое

По окаменелым костям съеденных животных можно судить о рационе древнего человека. Археологи утверждают, что они могут по костям олени определить кто съел его - лев или человек.

Ископаемые кости антилопы.
Ископаемые кости антилопы.

При этом, по словам авторов, обнаруженные ими следы также указывают на то, что гоминины уже миллион лет назад могли охотиться сами или по крайней мере научились отгонять плотоядных животных от свежей добычи. Другие учёные, однако, придерживаются иного мнения: отметины по-прежнему не исключают того, что ранние люди были так называемыми пассивными падальщиками, которые питались объедками.

Это важная дискуссия, ибо археологическая летопись очень скупа, отмечает ведущий автор исследования палеоантрополог Трэвис Пикеринг из Висконсинского университета в Мэдисоне (США). Поэтому свидетельства о том, как люди добывали еду, — одна из немногих вещей, которые могли бы рассказать об интеллекте и общественной организации наших далёких предков.

Новые данные — результат того, что г-н Пикеринг называет счастливым совпадением. Он и его коллеги рассмотрели окаменелые кости доисторических антилоп и оленей, погибших 1,2 млн лет назад и обнаруженных на участке BK в Олдувайском ущелье (Танзания). Кости несут отметки каменных орудий труда, и в дополнение к этому г-н Пикеринг заметил, что наружная поверхность некоторых рёбер отодрана. Аналогичную картину он наблюдал лет двадцать назад, изучая кости, оставшиеся от трапезы живших в неволе шимпанзе.

Дело в том, что приматы могут вытаскивать рёбра передними конечностями, и в процессе часть внешнего покрытия кости отслаивается. Кроме того, они могут держать ребро в одной руке, расщепляя его зубами в попытке добраться до костного мозга. И в данном случае на костях нашли соответствующие отметки. Анализ рёбер, побывавших на зубах современных собак, львов и других хищников, напротив, показал, что всякий раз остаётся лишь один тип отметок. Поэтому учёные пришли к заключению, что олдувайские кости остались от трапезы ранних людей — человека прямоходящего или человека работающего.

Следы зубов зачастую сомнительны, а предки человека питались мясом и до изобретения каменных орудий труда. Поэтому новый тип повреждений кости поможет разобраться в том, чья это была трапеза.

Исследователи утверждают, что крупные плотоядные животные первым делом поспешно пожирают именно мясо на рёбрах, а также сердце и всё остальное в грудной клетке. Таким образом, если гоминины питались рёбрами и вскрывали грудную клетку, то именно они, а не другие хищники первыми получали доступ к добыче. Это означает, что гоминины либо убивали самостоятельно, либо прогоняли тех, кто это сделал.

Но другие учёные полагают, что это весьма сомнительная аргументация. Так, палеоантрополог Питер Эндрюс из лондонского Музея естественной истории (Великобритания) считает, что хищники вполне могли оставлять рёбра падальщикам.

Палеоантрополог Майкл Пейнт из Университетского колледжа Лондона тоже указывает на то, что современные львы зачастую оставляют много мяса на рёбрах. Тем не менее учёный согласен с коллегами в том, что примерно миллион лет назад гоминины уже могли охотиться и отгонять хищников, о чём говорят другие исследования. В любом случае умения, которыми должен обладать агрессивный падальщик, близки к охотничьим навыкам.

В разделе : Новости